|
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Тюмасева
З.И., Кваша Б.Ф. Метатеория образования: Монография.
– СПб.: МАНЭБ, МИНПИ, ИЗиЭЧ, 2004. – 414 с. Тюмасева
З.И., Зотов В.В., Горбунова Т.В. С чего
начинается культура отношений человека
и природы // Ж. Педагогическое
образование и наука, 2004. – № 4. – С. 36-38. Тюмасева
З.И., Сластенин В.А., Зотов В.В. На пути от
обучения экологии – к экологическому
образованию // Ж. Педагогическое
образование и наука, 2004. – № 4. – С. 39-41. Тюмасева
З.И., Зотов В.В. От любви к природе – к
культуре любви к природе и далее – к
формированию культуры Природолюбия //
Ж. Педагогическое образование и наука,
2004. – № 4. – С. 45-48.
Тюмасева
З.И., Зотов В.В. Генезис проблемы
формирования культуры Природолюбия //
Ж. Педагогическое образование и наука,
2004. – № 4. – С. 49-51.
Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура
любви к природе, экология и здоровье
человека: Монография. – Челябинск: Изд-во
Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – 264 с. В
монографии впервые в России
представлены не отдельные, а системные
исследования по проблеме формирования у
подрастающего поколения культуры любви
к природе. Освещается
сущностная взаимосвязь объективных и
субъективных, а также объектных и
субъектных отношений человека и
окружающей среды во всем многообразии
их проявлений, которые рассматриваются
в аспекте устойчивого развития системы
человек – общество – природа (биосфера). Рецензенты: В.П. Соломин,
д-р пед. наук, профессор, проректор по
учебной работе Рос. гос. педун-та им. А.И. Герцена
(г. С.-Петербург) Г.П. Сикорская,
д-р пед. наук, профессор, директор Гос.
науч.-образ. центра РАО (г. Екатеринбург) Тюмасева З.И., Богданов Е.Н. Образовательные системы и системное образование: Монография. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. – 312 с. В
монографии сформирована достаточно
полная и непротиворечивая дедуктивная
основа для описания образования как
системы —
в строгом смысле слова «система». Проанализированы
основные характеристические свойства
образования, организуемого,
структурируемого и реализуемого по
законам и принципам общей теории систем,
что, собственно, и дает основание
говорить о «системном образовании». Сформирована
оригинальная методология для изучения
образовательной среды как
коадаптивного феномена, а также
оптимизации субъект-субъектных
отношений в процессе образования и
устойчивого развития образовательных
систем. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология
и образование: проблемы и решения. Часть
I. Издание второе, переработанное и
дополненное. -
СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с. Эта
книга, будучи монографией, по глубине
изучения и широте охвата проблем,
которые изучает одна из самых молодых
наук нашего времени — валеология,
одновременно (по стилю и форме
повествования) выступает в роли научно
— популярного издания и поэтому,
несомненно, будет полезна и интересна
самой широкой читательской аудитории. Исследования,
представленные в книге, отличаются
нетрадиционностью подходов и
гомологичностью с целым рядом
достаточно хорошо разработанных
областей научного знания — и, прежде
всего, с биологией. Это повышает
достоверность и адекватность
полученных автором результатов и
выводов. Тюмасева З.И., Гуськова Е.В. Окружающий
мир – региональные особенности,
уральский вариант: рабочая тетрадь. 5
класс. – Челябинск, 2003. – 50 с. Рецензенты: Орехова
И.Л., зам. директора Института здоровья и
экологии человека, кандидат
педагогических наук, доцент; Маркова
А.С., зав. кафедрой социологии, экономики
и права ЧИДПОПР, кандидат
географических наук, доцент Рекомендовано
Главным управлением образования и науки Рабочая
тетрадь по курсу «Окружающий мир –
региональные особенности, уральский
вариант. 5 класс» ориентирована на
требования образовательного стандарта (федерального
и национально-регионального
компонентов) в области «Естествознание»
для 5 класса. Тетрадь
прошла широкую и успешную апробацию в
школах Челябинской области. Тюмасева З.И., Гуськова Е.В. Окружающий мир – региональные особенности, уральский вариант. – Челябинск, 2003 г. Рекомендовано
Главным управлением образования и науки
Челябинской области. Это
пособие обеспечивает изучение в пятом
классе учебного предмета «Природоведение»
(«Окружающая среда»), предусмотренного
Базисным учебным планом. Особенностью
пособия является нацеленность его на
общие законы развития биологических (экологических)
сообществ на примере тех из них, которые
характерны для Урала – с учетом его
фенологических и экологических
особенностей. Тем
самым пособие обеспечивает
региональный компонент.
Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В., Гуськова Е.В. Практикум
по зоологии беспозвоночных. Учебное
пособие для студентов педагогических
вузов. Это
учебное пособие призвано
оптимизировать, с учетом новых
образовательных стандартов, изучение
курса зоологии беспозвоночных. Оно
имеет выраженную направленность на
повышение эффективности
самостоятельной работы студентов за
счет глубокой сущностной взаимосвязи
лекционной составляющей этого курса с
лабораторно-практической его частью и
полевой практикой. Настоящее
пособие посвящено, собственно,
лабораторному практикуму.
Тюмасева З.И., Гольнева Д.П. Целительные
силы природы и здоровье человека:
Учебное пособие для студентов
педагогических вузов небиологических
специальностей, изучающих дисциплины
биолого-медицинского цикла. – Челябинск:
Изд-во ЧГПУ, 2003. — 211 с. В
пособии рассматриваются
оздоравливающие возможности как живой,
так и неживой природы, природные
оздоровительные средства и методики их
использования выверены по научным
источникам и проверены практикой
оздоровительной работы. Они не являются
ни экстремальными, ни
сильнодействующими, потому что нацелены
не на лечение, а на оздоровление. Все
рассматриваемые в пособии Природа
Родного края предоставляет широкие
возможности для оздоровления человека
— на основе рекомендаций различных
систем такого оздоровления,
традиционной и нетрадиционной медицины,
а также с учетом народных традиций
оздоровления, проверенных в веках и
поддержанных современной медициной. Важно
правильно, с глубоким пониманием
существа дела уметь воспользоваться
такими рекомендациями. Пособие
адресовано преподавателям и студентам
педагогических вузов, нацеленных на
углубленное изучение курсов биолого-медицинского
цикла базисного учебного плана и
осознающих необходимость приобретения
навыков оздоровления не только себя, но
и своих будущих учеников. Р
е ц е н з е н т ы :
Соломин В.П., доктор педагогических
наук, профессор,
Лешихин М.И., кандидат биологических
наук, доцент Тюмасева З.И., Шапкин В.А., Маркова А.С. Природа
— наш главный учитель: Учебное
пособие по эколого-валеологическому
образованию учеников 3-го класса. —
Челябинск: ООО ЦОТ «Площадь эволюции»,
2002. — 164 с. Настоящее
пособие призвано обеспечить эколого-валеологическое
образование учеников 3-го класса — в
соответствии с Программой эколого-валеологического
образования младших школьников «Стань
таким, каким захочешь», разработанной З.И. Тюмасевой
и изданной в 1995 году. Пособие
ориентировано на требование
общеобразовательного стандарта,
экологические особенности региона и
валеологическую направленность этого
курса. оно предполагает использование
нетрадиционных технологий,
представляет собой «поурочные
разработки», допускающие и
многовариативное проведение реальных
уроков-бесед в классе. Шеремет
Н.Т., кандидат педагогических наук,
начальник отдела по информационной
политике Законодательного собрания
Челябинской области. Алдакушев
В.И., директор общеобразовательной
средней школы № 45 г. Копейска,
отличник образования. Гуськова
Е.В., кандидат биологических наук,
доцент Челябинского государственного
педагогического университета. Рекомендовано
Главным управлением образования и науки
Челябинской области.
Тюмасева
З.И., Шеремет Н.Т. Я
— человек, ты — человек, мы — люди:
Учебное пособие по эколого-валеологическому
образованию учеников 2-го класса. 2-ое изд.,
— Челябинск: 2001. — 190 с. Рекомендовано
Главным управлением образования и науки
Челябинской области Настоящее
пособие призвано обеспечить эколого-валеологическое
образование учеников 2-го класса — в
соответствии с Программой эколого-валеологического
образования младших школьников «Стань
таким, каким захочешь», разработанной З.И. Тюмасевой
и изданной в 1995 году. Особенностью
учебного пособия является
адресованность его не только учителям
начальной школы, но, одновременно,
ученикам и их родителям в силу того, что: во-первых,
в нем обсуждается широкий круг вопросов,
которые охватывают образовательные
области «Природа», «Человек», «Общество»,
а многие из них соприкасаются еще и с ЗОЖ,
ОБЖ; во-вторых,
изучение интегрированного курса «Я —
человек, ты — человек, мы — люди»,
которому соответствует это пособие,
предполагает использование
нетрадиционных образовательных
технологий, «обытовляющих» освоение
программы курса — на основе «совместного
изучения» его учителем, учеником и
родителями; хотя, по существу, настоящее
пособие представляет собой «поурочные
разработки», допускающие, однако,
многовариативное проведение реальных
уроков-бесед в классе. Рецензенты:
Тюмасева З.И. Испытание
детством: Педагогические этюды. —
Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000. — 152 с. Взаимоотношения
человека и мира, в котором он живет,
начинаются не с познания, но с
чувствования — причем самого себя.
Человек в мире и мир в человеке — в этом
пафос настоящей книги, обращенной к душе
и уму ребенка. Своим
повествованием автор обращается к
родителям и учителям, надеясь, что
чтение этой книги вместе с детьми
поможет в формировании чувственного,
эстетического и познавательного
отношения ко всему, с чем приходится
встречаться ребенку в жизни. РЕЦЕНЗЕНТ:
В.П. Соломин, доктор педагогических наук,
профессор.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||