ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

НОВОСТИ

СТРУКТУРА ИЗЭЧ

ФУНКЦИИ ИЗЭЧ

ХРОНОЛОГИЯ ИЗЭЧ

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

ПЛАНЫ

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

ПОДПИСКА

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

КОНФЕРЕНЦИИ

СЕМИНАРЫ

ПРОСЬБЫ, ВОПРОСЫ

ENGLISH VERSION

 
 
 454080, г.Челябинск, 
ул. Сони Кривой, 34
тел.: (8-3512) 65-09-18,
факс: (8-3512) 64-77-53,
E-mail:
zit@cspi.urc.ac.ru

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

 

ИЗЭЧ – издает журнал «Вестник ЧГПУ. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология».

Вышел четвертый номер Вестника, посвященный 5-летию Института здоровья и экологии человека.

В этом номере:

  • Биология и экология животных и растений Урала

  • Ядовитые растения Южного Урала

  • Метатеория и метаязык образования

  • Природосообразность и здоровьесбережение непрерывного общего образования

  • Экологическое образование как носитель функции обновления образования

От редколлегии

По первоначальному замыслу этот журнал должен был бы стать прежде всего биологическим по своему многофункциональному содержанию. Однако целый ряд обстоятельств привел к тому, что самыми сильными и выразительными публикациями в нем стали работы Б.Ф. Кваши, Ю.В. Морозовой и З.И. Тюмасевой, И.Л. Ореховой, С.В. Васильевой, В.И. Алдакушева, Л.П. Архиповой, посвященные различным аспектам метатеории образования. Именно поэтому ряд достаточно интересных биологических и экологических статей был отложен до выхода следующего номера одноименного «Вестника». Исходя из его рубрикации, он обязан быть посвященным экологии, валеологии, а потом  уже педагогической психологии. Конечно, в широком смысле слова экология содержит в себе и биологическую экологию, а значит, в «Вестнике» представляется блок статей, посвященных проблемам флоры, фауны, биологии и экологии живых организмов, т.е. тем их качествам, которые проявляются через взаимоотношения живого с окружающей средой.

Прежде всего необходимо отметить фундаментальную публикацию М.И. Лешихина, за которой стоят многолетние исследования растений Южного Урала. Хотя их и называют ядовитыми, но они проявляют себя в широком многообразии качеств: полезные, вредные, лекарственные и т.д. Это вторая за последние 2 года публикация М.И. Лешихина на эту тему и, судя по глубине освещения фундаментальной проблемы, эти публикации непременно выльются в монографию и методические пособия для студентов-биологов. Такой ход событий был бы большой удачей автора, если иметь в виду федеральную целевую программу «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки».

Традиционно в первой части номера «Вестника» опубликованы статьи, посвященные биоэкологии.

Экология, во-первых, глубоко взаимосвязана с благополучием сред (внутренней и внешней), т.е. с валеологией, а во-вторых, состояние благополучия живых организмов и их групп глубоко обуславливается внешней средой, ее проявлениями в различных ситуациях. Именно в связи с этим целый ряд статей раскрывает проблемы социальной подсистемы экосоциальной окружающей среды, а именно того вида этих подсистем, который называется образовательной средой или просто образованием. Затянувшаяся на десятилетия и недостаточно эффективная модернизация российского образования побуждает к поиску решения этих проблем.

Анализ научных работ показывает, что существует множество теорий образования (от Платона и Аристотеля до Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, М. Монтессори, К. Роджерса и т.д.), но практически нет аналитической педагогики, на основе которой можно было бы выполнить сравнительный анализ этих теорий или, наоборот, разработать интегрированную теорию метаобразования, а еще лучше выполнить и то и другое, ибо метатеория и конкретные предметные теории образования не могут существовать независимо, потому что они глубоко взаимосвязаны. В связи с этим в этом номере опубликованы фундаментальные работы З.И. Тюмасевой, Б.Ф. Кваши, И.Л. Ореховой и Ю.В. Морозовой, в которых,

-     во-первых, показана глубинная гносеологическая необходимость создания метатеории образования в сравнении с существующими уже метатеориями других предметных теорий;

-     во-вторых, изучены исторические предпосылки метатеории образования;

-     в-третьих заложены ее научные основы;

-     в-четвертых, в публикациях И.Л. Ореховой, С.В. Виноградовой, В.И. Алдакушева, Л.П. Архиповой исследована безотлагательная целесообразность исследования фундаметнального свойства образования – его вариативности во всей целесообразности многообразия.

Таким образом, исследования по четырем актуальным направлениям, которые отображаются в семи статьях, призваны:

-     сыграть определенную роль в развитии интегрированной и дифференцированной теорий образования, основанных на полной и непротиворечивой дедуктивной основе;

-     создать понятийную базу для выдержанного и функционального языка, обеспечивающего метатеорию образования;

-     обозначить метатеорию образования и его интегродифференцированного структурирования (а также соответствующих ему конкретных теорий).

 

 

 

А.А Цыганков

 

 

На главную страницу

 

 

Hosted by uCoz