|
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
ИЗЭЧ – издает журнал «Вестник ЧГПУ. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология». Вышел четвертый номер Вестника, посвященный 5-летию Института здоровья и экологии человека. В этом номере:
От редколлегии По
первоначальному
замыслу
этот журнал
должен был
бы стать
прежде
всего
биологическим
по своему
многофункциональному
содержанию.
Однако
целый ряд
обстоятельств
привел к
тому, что
самыми
сильными и
выразительными
публикациями
в нем стали
работы Б.Ф. Кваши,
Ю.В. Морозовой
и З.И. Тюмасевой,
И.Л. Ореховой,
С.В. Васильевой,
В.И. Алдакушева,
Л.П. Архиповой,
посвященные
различным
аспектам
метатеории
образования.
Именно
поэтому ряд
достаточно
интересных
биологических
и
экологических
статей был
отложен до
выхода
следующего
номера
одноименного
«Вестника».
Исходя из
его
рубрикации,
он обязан
быть
посвященным
экологии,
валеологии,
а потом уже
педагогической
психологии.
Конечно, в
широком
смысле
слова
экология
содержит в
себе и
биологическую
экологию, а
значит, в «Вестнике»
представляется
блок статей,
посвященных
проблемам
флоры, фауны,
биологии и
экологии
живых
организмов,
т.е. тем их
качествам,
которые
проявляются
через
взаимоотношения
живого с
окружающей
средой. Прежде
всего
необходимо
отметить
фундаментальную
публикацию
М.И. Лешихина,
за которой
стоят
многолетние
исследования
растений
Южного
Урала. Хотя
их и
называют
ядовитыми,
но они
проявляют
себя в
широком
многообразии
качеств:
полезные,
вредные,
лекарственные
и т.д. Это
вторая за
последние 2
года
публикация
М.И. Лешихина
на эту тему и,
судя по
глубине
освещения
фундаментальной
проблемы,
эти
публикации
непременно
выльются в
монографию
и
методические
пособия для
студентов-биологов.
Такой ход
событий был
бы большой
удачей
автора, если
иметь в виду
федеральную
целевую
программу «Государственная
поддержка
интеграции
высшего
образования
и
фундаментальной
науки». Традиционно
в первой
части
номера «Вестника»
опубликованы
статьи,
посвященные
биоэкологии. Экология,
во-первых,
глубоко
взаимосвязана
с благополучием
сред (внутренней
и внешней), т.е.
с
валеологией,
а во-вторых,
состояние
благополучия
живых
организмов
и их групп
глубоко
обуславливается
внешней
средой, ее
проявлениями
в различных
ситуациях.
Именно в
связи с этим
целый ряд
статей
раскрывает
проблемы
социальной
подсистемы
экосоциальной
окружающей
среды, а
именно того
вида этих
подсистем,
который
называется
образовательной
средой или
просто
образованием.
Затянувшаяся
на
десятилетия
и
недостаточно
эффективная
модернизация
российского
образования
побуждает к
поиску
решения
этих
проблем. Анализ
научных
работ
показывает,
что
существует
множество
теорий
образования
(от Платона и
Аристотеля
до Я.А. Коменского,
К.Д. Ушинского,
М. Монтессори,
К. Роджерса
и т.д.), но
практически
нет
аналитической
педагогики,
на основе
которой
можно было
бы
выполнить сравнительный
анализ
этих теорий
или,
наоборот,
разработать
интегрированную
теорию
метаобразования,
а еще лучше
выполнить и
то и другое,
ибо
метатеория
и
конкретные
предметные
теории
образования
не могут
существовать
независимо,
потому что
они глубоко
взаимосвязаны.
В связи с
этим в этом
номере
опубликованы
фундаментальные
работы З.И. Тюмасевой,
Б.Ф. Кваши, И.Л. Ореховой
и Ю.В. Морозовой,
в которых, -
во-первых,
показана
глубинная
гносеологическая
необходимость
создания
метатеории
образования
в сравнении
с
существующими
уже
метатеориями
других
предметных
теорий; -
во-вторых,
изучены
исторические
предпосылки
метатеории
образования; -
в-третьих
заложены ее
научные
основы; -
в-четвертых,
в
публикациях
И.Л. Ореховой,
С.В. Виноградовой,
В.И. Алдакушева,
Л.П. Архиповой
исследована
безотлагательная
целесообразность
исследования
фундаметнального
свойства
образования
– его
вариативности
во всей
целесообразности
многообразия. Таким
образом,
исследования
по четырем
актуальным
направлениям,
которые
отображаются
в семи
статьях,
призваны: -
сыграть
определенную
роль в
развитии
интегрированной
и
дифференцированной
теорий
образования,
основанных
на полной и
непротиворечивой
дедуктивной
основе; -
создать
понятийную
базу для
выдержанного
и
функционального
языка,
обеспечивающего
метатеорию
образования; -
обозначить
метатеорию
образования
и его
интегродифференцированного
структурирования
(а также
соответствующих
ему
конкретных
теорий). А.А Цыганков
|